Как помочь ребёнку с сахарным диабетом жить полноценной жизнью
Первые чувства родителей
Когда ребёнку ставят диагноз «сахарный диабет», родители переживают спектр сильных эмоций: растерянность, чувство вины, тревогу за будущее и даже страх утери ребенка. Эти реакции естественны. Но именно от того, как взрослые с ними справятся, зависит, каким будет отношение ребёнка к своей болезни.

Прежде всего родители должны выработать правильное отношения к диабету. Взрослые не должны считать, что их ребенок калека, инвалид, что он будет несчастен всю жизнь. Нужно понять действительно реальную картину сахарного диабета, понять, что диабет в современном мире не ломает жизнь ребенка.
Сахарный диабет может в определенном смысле даже способствовать формированию у ребенка важных навыков. Заболевание помогает ребенку развивать важные качества. Прежде всего - умение управлять собой. В современном мире нами часто пытаются управлять, манипулировать. Дети же с развитым самоконтролем сохраняют критичность, собственную целеустремлённость, способность принимать правильные решения в непростых обстоятельствах.
Они более стрессоустойчивы, им легче контролировать своё состояние. Они также могут успешнее противостоять наркотикам и другим зависимостям.
Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Важно, чтобы родители не воспринимали диагноз как трагедию, а отнеслись как к новой задаче, которую можно решать, — ребёнок учится спокойнее и увереннее жить с диабетом.
Почему важно формировать правильное отношение
Сахарный диабет — это хроническое заболевание, которое требует постоянного контроля, но оно не лишает ребёнка права на радость, развитие, дружбу и мечты.
Задача родителей — помочь ребёнку почувствовать:
- он такой же, как все дети
- у него есть обязанности по контролю болезни, но это не мешает учёбе, спорту, общению
- диабет — особенность, с которой можно научиться жить
Частые ошибки родителей
- Гиперопека
За ребенка решают все вопросы, он живет в ограничениях и запретах, взрослым страшно, что возникнут ситуации, которые будет сложно контролировать. Когда ребёнку запрещают всё, ограничивают общение, спорт, поездки, он начинает ощущать себя «не таким». Именно это, а не диабет сам по себе создаёт множество проблем для ребёнка. В будущем это снизит их самостоятельности, лишит их самостоятельности и уверенности в своих силах.
- Освобождение от любых обязанностей
Некоторые родители жалеют ребёнка и не поручают ему даже простые домашние дела: например, вынести мусор. Это мешает формированию ответственности и навыков самоконтроля.
- Непоследовательность
Сегодня мама строго следит за каждым шагом, завтра она чувствует вину и разрешает чрезмерно много. Такие качели формируют у ребёнка тревожность и недоверие к правилам.
Что помогает ребёнку чувствовать себя полноценным
- Постепенное обучение самостоятельности
Уже с 6–7 лет дети способны самостоятельно выполнять многие функции, связанные с диабетом.: измерять гликемию, делать простые расчёты, а позже — и инъекции. Важно давать им возможность учиться, пусть с ошибками. Это формирует чувство уверенности и ответственности. Тем более, что сейчас жизнь с диабетом намного комфортнее, чем раньше, есть больше возможностей, в том числе и технических.
- Поддержка в социализации
Ребёнку нужно общаться со сверстниками, ходить в школу, заниматься спортом, ездить в лагеря. Чем больше опыта «обычной» жизни он получит, тем меньше будет чувствовать себя ограниченным и «не таким».
- Открытое отношение к болезни
Если родители скрывают диагноз, ребёнок воспринимает диабет как что-то постыдное. Если говорить об этом спокойно, объяснять другим детям и взрослым, почему нужны уколы или сенсор, — это снимает лишние барьеры. Однако афишировать налево и направо наличие у ребёнка диабета - тоже не самый лучший вариант. Оптимально, если родитель и ребёнок не скрывают диабет, но и сосредотачивают на нём своё внимание и внимание ребёнка, а также окружающих людей как на центральном моменте в жизни ребёнка. Диабет должен занять в ней ограниченное место - как одно из множества жизненных обстоятельств, которые просто нужно учитывать и выполнять необходимые для его контроля действия.
Взгляд психолога
«Я часто вижу, что родители слишком сосредотачиваются на болезни ребёнка. Но для полноценной жизни важно другое: формировать в нём навыки саморегуляции и уверенность в себе. Если ребёнок понимает, что от его действий многое зависит, если он умеет управлять собой, — он легче адаптируется, становится более зрелым и ответственным. Это качество, которое пригодится ему в любой сфере жизни, не только в диабете».
Баланс внимания в семье
Особая трудность возникает в семьях, где есть и здоровые дети. Очень важно не сосредотачивать всё внимание только на ребёнке с диабетом. Братья и сёстры тоже нуждаются в заботе и поддержке. Если они чувствуют себя обделёнными, у них может появиться ревность и протест.
Хороший способ — равномерно распределять внимание: обсуждать успехи и проблемы всех детей, давать каждому обязанности и зоны ответственности.
Практические советы для родителей
- Формируйте позитивное отношение
Говорите о диабете без трагедийных слов.
- Показывайте, что с ним можно жить ярко
Давайте ребёнку обязанности. Он должен участвовать в уходе за собой, но и выполнять обычные домашние дела.
- Не ограничивайте чрезмерно
Дети с диабетом могут заниматься спортом, ходить в кружки, общаться с друзьями. Нужно лишь учесть особенности контроля.
- Обеспечьте поддержку в школе
Учителя и одноклассники должны знать, что ребёнок может измерять сахар или есть на уроке, и относиться к этому спокойно
- Заботьтесь о себе
Родители не смогут помочь ребёнку, если выгорят. Очень важно находить время для отдыха и восстановления.


